В 2012 году российский сегмент рынка платного телевидения насчитывает 31,9 миллионов домохозяйств, подключенных к IP-сетям, спутниковому и кабельному ТВ, что на 11% больше, чем в предыдущем году. Проникновение такого телевидения составляет 58%. J’son & Partners Consulting отмечает положительную динамику роста абонентской базы платного цифрового телевидения. По прогнозам этой компании, этот рост в дальнейшем продолжится, и к 2017 году число абонентов станет равно 40,2 миллионам, проникновение услуг платного ТВ при этом достигнет показателя в 74%.
Наибольшее число абонентов насчитывается у спутникового ТВ и у IPTV. Темпы роста спутникового телевидения к 2011 году составили 19%, а IPTV – 62% за тот же период.
Большой спрос на спутниковое телевидение возникает благодаря доступной стоимости услуг, если сравнивать с другими способами просмотра платного ТВ. Кроме того, спутниковое ТВ не зависит от сетей фиксированной связи и доступно на всей территории России. Лидером по приросту абонентов стал оператор «Тиколор ТВ»: в 2012 году 1,3 миллиона семей стали пользоваться услугами этого оператора. Всего же абонентами спутникового телевидения за 2012 год стали 1,8 миллионов семей.
Развитию IPTV способствовало введение услуги ШПД – широкополосного (высокоскоростного) доступа в Интернет. Проникновение этой услуги декабрь 2012 года составляет 48%, по оценке J’son & Partners Consulting. В данной отрасли платного ТВ лидируют компании «ВымпелКом», МТС и «Ростелеком».
В отличие от спутникового ТВ и IPV http://www.cyberforum.ru/satellite/, темп развития кабельного ТВ замедлился. Возможно, это связано с переходом на новую технологию DVB-C и модернизацией сетей. Все же, за прошлый год на кабельное ТВ приходится чуть более половины всего рынка платного ТВ, а именно 58%. В 2011 году этот показатель был равен 62%. Доля IPTV увеличилась до 8%, а спутникового ТВ – до 34%.
Лидирующими компаниями по оказанию услуг платного цифрового телевидения в 2012 году стали: «Триколор ТВ» с долей рынка 28%, «Ростелеком» – 21%, МТС – 9%, «ЭР-Телеком» – 7% и «АКАДО» – 4%.
По сравнению с 2011 годом темп роста абонентской базы за 2012 год составляет 11%. Как прогнозирует J’son & Partners Consulting, к 2017 году возможно снижение темпов роста до 2,5%.